Общая информация
«Состав детского фольклора и особенности восприятия детьми произведений малых фольклорных форм».

Консультация для родителей

«Состав детского фольклора и особенности восприятия детьми произведений малых фольклорных форм».

2019

«Состав детского фольклора и особенности восприятия детьми произведений малых фольклорных форм».

ПРИГОВОРКИ, ПРИПЕВКИ

Приговорками, припевками издавна пользуются в воспитании детей, особенно самых маленьких, для того чтобы привлечь их внимание, успокоить, развеселить, «поговорить». Они сопровождают все процессы в жизни детей, являются формой обращения к ребенку.

ПОГОВОРКИ и пословицы

Это краткие изречения, заключающие в себе вывод из наблюдений об окружающем, понятные детям. Обращенные к детям, пословица, поговорка могут открыть им некоторые правила поведения, моральные нормы. Правильнее употреблять их в тот момент, когда налицо есть иллюстрирующие факты, обстоятельства; скрытый в пословице или поговорке смысл становится тогда ясен для ребенка.

ЗАГАДКИ

Загадка — форма образного словесного творчества. Загадки всегда опираются на большой жизненный опыт, на знание вещей, явлений, их качеств, признаков. Поэтому детям могут быть предложены для отгадывания только такие загадки, смысл которых близок их опыту и выражен в загадке довольно ясно. Народные загадки раскрывают особенности родного языка и его образов, приучают к острой и живой мысли. Загадка показывает такие стороны явлений, которые часто остаются без внимания.

СКОРОГОВОРКИ

Заучивание и произношение скороговорок является интересным занятием для детей. Потребность детей применять формы языка, хорошо звучащие, поддающиеся быстрому произношению удовлетворяется использованием скороговорок.

«Упражнения в артикуляции нужны не всем детям. Они излишни для детей, владеющих гибким, хорошо функционирующим голосовым аппаратом; но эти — то дети с особой охотой изощряются в произношении трудных скороговорок. Детям же… с языком неповоротливым они необходимы и полезны как прекрасная гимнастика речи, но к ним нужно и относиться как к гимнастике, не злоупотреблять ими и не в коем случае… не надоедать» Е. И. Тихеева («Развитие речи детей» М., «Просвещение», 1967,стр. 121)

ДОКУЧНЫЕ СКАЗОЧКИ И ПРИСКАЗКИ

«Докучные» сказки хороши своим юмором. Дети попадают в сложный словесный переплет. Иногда докучная сказочка является прелюдией к настоящей сказке: шуточное начало настраивает детей на веселый лад.

Простота малых фольклорных форм не имеет ни чего общего с упрощенностью. В них заложена мудрость, проявляющаяся в умении несложными средствами решать сложные задачи. Сами тексты как бы оберегают ребенка, как бы говорят: ребенок мал, но не примитивен; ребенок несмышлен, но не глуп; ребенок беспомощен, но в нем сила роста. Эти крохотные произведения философичны в своей основе. Особенностью произведений малых фольклорных жанров является занимательность, предельная простота сюжета, краткость, ритмичность, образность языка, музыкальность, игровой момент. По своему характеру они забавны, жизнерадостны, игривы. Язык в них яркий, образный, легко запоминающийся. В них встречается много ласкательных слов (пальчик, котик, гуленьки, личико), обращений (солнышко, водичка, умой мое личико, дам тебе горошка и др). Часто они имеют диалогическую форму: «Ладушки»,

«Мальчик пальчик» и др. Некоторые построены по типу обращения:

«Петушок, петушок», сообщения «Уж я Танечке пирог испеку» и др. Цель — развлечь ребенка, развеселить, позабавить и вместе с тем развить его речь, движения, познакомить с определенными понятиями.

Отмечаемая в раннем детстве способность быстро улавливать и копировать интонации взрослых благоприятствует тому, что в дальнейшем, когда речь становится для детей средством общения, у них легко и непроизвольно возникают интонации, выражающие чувства, которые они испытывают: радость, огорчение, удовлетворение, раздражение.

Исследуя значение устной народной поэзии в развитии речи дошкольников, следует иметь в виду, что определенные ее жанры адресованы и доступны детям начиная с первых месяцев жизни. Таковы произведения малых фольклорных форм: колыбельные песни, потешки, пестушки, прибаутки. Несколько позже дети знакомятся с маленькими сказочками (посказульками) типа классической «Курочки-рябы», небылицами — «перевертышами», скороговорками и многими другими жанрами фольклора. В малых жанрах устного народного творчества отражается тонкая наблюдательность, прекрасное понимание возрастных особенностей детей. Эти произведения отличаются богатством и разнообразием содержания. Малый фольклор привлекает детей его яркими образами, постоянным

обращением к игровому началу, особенно словесному и звуковому. Ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая живой разговорной речи окружающих. Образцы — пословицы, загадки, потешки дошкольники не только слышат, они повторяют и усваивают их. Они входят в язык детей, разумеется, в доступном содержании. Но сильнее их влияние там, где произведения малого фольклора органично вплетены в живой разговорный язык. Окружающие ребенка люди употребляют и пословицу, и прибаутку, и загадку; ребенок схватывает те или иные выражения, усваивает их смысл и сам начинает их употреблять. Знакомство с народным творчеством начинается с потешек, колыбельных песенок. Детям нравится, когда взрослый ласковым, нежным голосом начинает припевать, покачивая куклу:

***

Баю, баю, баю — бай, Ты собаченька не лай. Белолоба, не скули, Мою дочку не буди.***

После таких коротких обыгрываний дети легко запоминают песенки и переносят их в повседневную игру. Своеобразие восприятия у детей 2-4 лет заключается в том, что при осмыслении текста ребенок опирается главным образом на имеющийся у него опыт, еще очень ограниченный и узкий. Существует еще одна характерная особенность младшего дошкольника — это необычайная тяга к ритмически организованному складу речи, звучным ритмам и рифмам, выразительной интонации. Сама природа ребенка дошкольного возраста требует стихотворного материала. Дети любят слушать, при этом они тяготеют к ритмам, радостной мелодике. От того малышам нравятся произведения фольклора, поэтическая природа которого, гармонично сочетающая в себе слово, ритмику, интонацию и действие, точно соответствует эмоциональным потребностям детей. Каждая из песенок, подобных «Ладушкам», «Козе», «Сороке — белобоке» — это блестящий миниспектакль, в котором ребенок одновременно и слушатель, и зритель, и певец, и танцор, и чтец. Усваивая звуковой склад малых форм фольклора, повторяя слова, интонации, ребенок усваивает колорит русской национальной речи, ее дух.

На первых порах дети, слушая потешки, издают восклицания, произносят с разнообразными интонациями неразборчивые звукосочетания, что еще не имеет отношения к тексту. Затем малыши начинают подражать крикам животных, пытаются проговаривать рифмующиеся окончания, отдельные

целые слова, короткие фразы, в дальнейшем они способны повторить весь текст, состоящий из 3 — 4 строчек. Это способствует процессу развития активной речи детей, а положительная роль маленьких фольклорных текстов выступает с очевидностью. Дети способны воспроизвести некоторые выразительные средства, которыми пользуется взрослый, читая пестушку, прибаутку. Они повышают голос в конце фразы «бай — бай», «догоняй — ка», «улетела, ай», протягивают или, наоборот отрывисто произносят слова, имитирующие крики животных «ку — ка — ре — ку — у», «му — у».

Положительное влияние малых фольклорных текстов сказывается на развитии собственной речи ребенка: обогащая его словарь, формируя чувство ритма, элементарное умение изменять голос (повышать, понижать, протяжно и отрывисто произносит звуки), что является основой для возникновения интонации.

Малые фольклорные формы (песенки, потешки, стишки, поговорки и пр.)

— прекрасный речевой материал, на основе которого у детей начинает отрабатываться понимание текста. Прежде всего, возникает ситуативная связь между смысловым содержанием и конкретным действием отражающим его. Именно конкретное, ситуативное действие приобретено через практический опыт, сочетающийся неоднократно со словом (в данном случае с потешкой, песенкой), смысловое содержание. Сочетание «баю — бай» всегда связано для ребенка с укладыванием спать, это им пережито и приобретено в собственном опыте. Поэтому, как только ребенок слышит знакомые сочетания слов, они ситуативно начинают ассоциироваться в его сознании с конкретной действительностью. Это положение является еще одной скрытой пружиной действенного влияния устного народного творчества на умственное, познавательное развитие детей дошкольного возраста. Вместе с тем следует отметить: это «внутреннее» богатство малых фольклорных форм должно быть, прежде всего, открыто взрослым. Именно взрослый привносит посредством умелой интерпретации слова, жесты, действия и смысловое содержание, открывая их ребенку в доступной форме. Ребенку становится «сигнальным» по смысловому содержанию звукосочетания-наигрыши: «Ай, та — ту, та — ту, та — ту!» — дети в ответ начинают приплясывать. В другом случае, слова: «Кап-кап, шлеп-шлеп!» ассоциируются с ситуацией купания, игр с водой. Этот же механизм начинает действовать, когда дошкольники начинают учиться выполнять действия по слову, когда им дают поручения.

Потешкой или прибауткой взрослый стимулирует отработку слогов, звукосочетаний. По средствам малых фольклорных форм корректирует произносительную сторону развивающейся речи дошкольников. Так, чтобы отработать звукосочетание, например «ди», взрослый подбирает потешки, где этот слог находится под ударением, следовательно, выделяется голосом и хорошо улавливается слухом: «Во — ди — и — чка! Во — ди — и — чка!

Умой Тане личико». Для закрепления умения произносить звукосочетания согласных с гласным можно предложить следующую потешку:

***

Ранним — рано по утру — у — у -у Пастушок ту — ру — ру -ру!

А коровы в лад ему — у — у Затянули му — му — му!

«Открыть себя» ребенку помогут песенки, потешки, присказки, в которых имеется прямое обращение к ребенку по имени, например:

***

Кто у нас хороший, Кто у нас пригожий? Ванечка — хороший, Ванечка — пригожий!

Фольклорное произведение, рассчитанное на обращение к ребенку по имени, утверждает его личность, выражает уважение к нему. Святое отношение к детству звучит в подтексте маленьких произведений; они пронизаны светом любви к ребенку. В них нет ни каких назиданий, однако, между строк читается так много, что хочется сказать: фольклорные произведения являются народной дидактикой.

Восприятие малых фольклорных форм обусловлено возрастными интересами и уже имеющимся жизненным опытом детей. Дети способны испытывать определенные чувства, если речь идет о близких и понятных им явлениях отражающихся в поговорках, присказках и др.

Дата создания: 12-11-2019
Сообщение об ошибке
Закрыть
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки:
Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте: